|
И. Л. КРУЗЕ
АВТОМОБИЛЬ ЗИМОЙ
Практическое пособие для автолюбителей
ИДАТЕЛЬСТВО ДОСААФ
Москва - 1960
Цель брошюры - помочь шоферам-любителям освоить основные практические способы подготовки,
вождения, обслуживания и хранения автомобиля в условиях низких температур.
Брошюра расчитана на читателей, знающих общее устройство автомобиля, умеющих им управлять,
а также знакомых с главнейшими физическими и химическими процессами, происходящими в механизмах автомобиля.
ПОДГОТОВКА АВТОМОБИЛЯ К ЗИМНЕЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ - в процесс...
РАБОТОСПОСОБНОСТЬ АВТОМОБИЛЯ В ЗИМНИХ УСЛОВИЯХ - скоро будет готово
ПРОМЫВКА СИСТЕМЫ ОХЛАЖДЕНИЯ ДВИГАТЕЛЯ
Существует несколько способов промывки системы охлаждения двигателя. Наиболее эффективна раздельная промывка рубашек
охлаждения блока и радиатора (рис.4). В этом случае следует разъединить верхние и нижние шланги, соединяющие радиатор
с блоком и блок с отопителем кузова, и временно удалить термостат. Вначале промывают радиатор, затем рубашки блока
цилиндров и, наконец, обогреватель кузова. На рисунке показано, что направление циркуляции воды при промывке во всех
случаях противоположно тому направлению, которое предусмотрено конструкцией для обычной работы двигателя. Этим
обеспечивается лучшая очистка от накипи и отложений. Для промывки применяется наконечник с коническим насадком (!!!), плотно
вставляемым внутрь шланга. К наконечнику по одному шлангу подводится вода от водопровода, а по другому - сжатый воздух (2-3
кг/см2). Вода поступает непрерывно, а воздух с помощью крана включается с перерывами в 2-3 секунды. Происходящие в такие
моменты своеобразные "гидравлические завихрения" усиливают промывку, которая продолжается до тех пор, пока вода,
вытекающая наружу, не станет чистой.
Если двигатель работал в тяжёлых условиях, вызывавших частые закипания воды в системе охлаждения, или же последняя
заправлялась "жёсткой" водой, содержащей много растворённых солей, то происходит значительное отложение накипи.
В таких случаях целесообразно применять специальные смеси для размягчения и отслоения накипи, например 3-5% раствор
каустической соды в воде или 1-2% раствор соляной кислоты в воде.
После заполнения системы раствором каустической соды двигатель пускают и прогревают до 80-85°С, после чего раствор спускают и
систему тщательно промывают.
При весьма большом отложении накипи, вызывающем ухудшение охлаждения и перегрев двигателя, в систему заливается водный
раствор ингибированной соляной кислоты (ВТУ МХП № 2345-50). Ингибитор ПБ-5, входящий в количестве 0,8-1,0% в её состав,
должен предохранять металлические поверхности от разъедающего действия кислоты. При отсутствии ингибированной соляной
кислоты в качестве ингибитора к обычной соляной кислоте можно использовать уротропин (вколичестве 3%) или формалин.
После заливки смеси в систему охлаждения пускают двигатель, прогревают его до 50-70°С, а через 10-15 минут смесь удаляют и
систему тщательно промывают чистой проточной водой. Для этой цели при работающем двигателе следует пропустить воду через
систему охлаждения в количестве не менее четырёх её полных объёмов.
При незначительном отложении накипи нецелесообразно сразу же применять специальные накипеотделители, так как они могут
дать отрицательные результаты, разъедая наиболее слабые сопряжения деталей радиатора, особенно те из них, которые ранее
подвергались ремонту. В практике бывают случаи, когда соединения, не имевшие заметной течи, начинали пропускать воду сразу
же после очистки накипи.
Наиболее простой,но менее эффективный способ промывки заключается в следующем: все спускные краники полностью открывают.
В горловину наливного отверстия радиатора подводят воду (с помощью шланга, соединённого с водопроводом, или из ведра).
Необходимо следить, чтобы независимо от вытекания воды из краников её уровень в горловине радиатора не понижался.
Промывку продолжают до тех пор, пока вода, вытекающая из спускного крана радиатора и из спускных кранов блока, не станет
чистой, без содержания примесей ржавчины или накипи.
|